Назначение и устройство колодцев на инженерных сетях водоснабжения
Водопроводные колодцы – это заглубленные сооружения на сетях наружного водопровода, предназначенные для установки в них запорно-регулирующей арматуры (задвижки, затворы, краны), измерительных приборов (водомеры с обвязкой), пожарных гидрантов.
По форме поперечного сечения водопроводные колодцы бывают круглые или квадратные (прямоугольные).
По материалу изготовления – железобетонные, кирпичные или пластиковые.
Железобетонные колодцы, в свою очередь, могут изготавливаться из монолитного железобетона, или из стандартных сборных элементов.
Колодцы из монолитного железобетона целесообразно проектировать только в случае, если требуется колодец нестандартных размеров.
В Крыму широко применяются водопроводные колодцы из сборных круглых железобетонных колец диаметром до 2,5 м.
К их достоинствам следует отнести:
- быстрота монтажа и невысокая трудоемкость его
- неограниченный срок эксплуатации
- высокая ремонтопригодность
- сейсмостойкость (при условии выполнения дополнительных мероприятий, предусмотренных проектом)
Типовой водопроводный колодец из сборных железобетонных колец состоит из следующих элементов
1. Днище
2. Рабочая камера колодца
3. Перекрытие колодца
4. Горловина колодца
5. Смотровой люк
Кроме того, в колодцах устанавливаются ходовые скобы или металлическая лестница, а также, при необходимости, устанавливаются закладные антисейсмические детали между кольцами.
Технические требования и стандартные типоразмеры водопроводных (и канализационных) колодцев регламентируются ГОСТ 8020-90 .
Днище колодца – используются железобетонные плиты днища ПН10, ПН,15, ПН20
Рабочая камера набирается из колец КС10.9, КС15.9, КС20.9 , где первая цифра в маркировке означает номинальный диаметр колодца, а вторая номинальную высоту. Также на заводах ЖБИ выпускаются доборные элементы, с шагом 300 мм по высоте.
Например, стеновое железобетонное кольцо колодца КС15.6 означает кольцо номинальным диаметром 1,5 м, высотой 0,6 м.
Перекрытие колодца выполняют из круглых железобетонных плит с отверстием ПП10, 1ПП15, 2ПП15,1ПП20,2ПП20. Существуют и другие марки плит перекрытия к-цев, но они менее распространены.
Горловина колодца набирается из колец КС7.9 и доборов (КС7.3, КС7.6)
Опорное кольцо КО-6 устанавливается на верхний обрез горловины и служит для монтажа люка.
Люки для смотровых водопроводных колодцев должны соответствовать ГОСТ 3634-99
Тип люка указывается в проекте и подбирается с учетом вертикальной нагрузки на люк. Что отражается в его названии и маркировке (Люки тяжелого типа, среднего, легкого, дачного типа) Люк может быть с запорным устройством, или без него.
Люк устанавливается вровень с проезжей частью, при установке его на автомобильной дороге или пешеходном тротуаре. Если колодец расположен вне дорожных покрытий, то вокруг него устраивают отмостку шириной 500 мм.
Наиболее часто в Крыму применяются следующие типы люков
Чугунные люки
Полимерно-песчаные люки
Чугунные люки тяжелого типа устанавливают на проезжей части автодорог.
Полимерно-песчаные люки устанавливаются не на проезжей части (тротурах) , газонах. В некоторых случаях полимерно-песчаные люки можно устанавливать на проезжей части автодорог, если расчетная нагрузка не превышает 5 тн.
Полезные ссылки:
Метки:
Водопроводные колодцы – это заглубленные сооружения на сетях наружного водопровода, предназначенные для установки в них запорно-регулирующей арматуры (задвижки, затворы, краны), измерительных приборов (водомеры с обвязкой), пожарных гидрантов.
По форме поперечного сечения водопроводные колодцы бывают круглые или квадратные (прямоугольные).
По материалу изготовления – железобетонные, кирпичные или пластиковые.
Железобетонные колодцы, в свою очередь, могут изготавливаться из монолитного железобетона, или из стандартных сборных элементов.
Колодцы из монолитного железобетона целесообразно проектировать только в случае, если требуется колодец нестандартных размеров.
В Крыму широко применяются водопроводные колодцы из сборных круглых железобетонных колец диаметром до 2,5 м.
К их достоинствам следует отнести:
- быстрота монтажа и невысокая трудоемкость его
- неограниченный срок эксплуатации
- высокая ремонтопригодность
- сейсмостойкость (при условии выполнения дополнительных мероприятий, предусмотренных проектом)
Типовой водопроводный колодец из сборных железобетонных колец состоит из следующих элементов
1. Днище
2. Рабочая камера колодца
3. Перекрытие колодца
4. Горловина колодца
5. Смотровой люк
Кроме того, в колодцах устанавливаются ходовые скобы или металлическая лестница, а также, при необходимости, устанавливаются закладные антисейсмические детали между кольцами.
Технические требования и стандартные типоразмеры водопроводных (и канализационных) колодцев регламентируются ГОСТ 8020-90 .
Днище колодца – используются железобетонные плиты днища ПН10, ПН,15, ПН20
Рабочая камера набирается из колец КС10.9, КС15.9, КС20.9 , где первая цифра в маркировке означает номинальный диаметр колодца, а вторая номинальную высоту. Также на заводах ЖБИ выпускаются доборные элементы, с шагом 300 мм по высоте.
Например, стеновое железобетонное кольцо колодца КС15.6 означает кольцо номинальным диаметром 1,5 м, высотой 0,6 м.
Перекрытие колодца выполняют из круглых железобетонных плит с отверстием ПП10, 1ПП15, 2ПП15,1ПП20,2ПП20. Существуют и другие марки плит перекрытия к-цев, но они менее распространены.
Горловина колодца набирается из колец КС7.9 и доборов (КС7.3, КС7.6)
Опорное кольцо КО-6 устанавливается на верхний обрез горловины и служит для монтажа люка.
Люки для смотровых водопроводных колодцев должны соответствовать ГОСТ 3634-99
Тип люка указывается в проекте и подбирается с учетом вертикальной нагрузки на люк. Что отражается в его названии и маркировке (Люки тяжелого типа, среднего, легкого, дачного типа) Люк может быть с запорным устройством, или без него.
Чугунный люк тяжелого типа |
Люк устанавливается вровень с проезжей частью, при установке его на автомобильной дороге или пешеходном тротуаре. Если колодец расположен вне дорожных покрытий, то вокруг него устраивают отмостку шириной 500 мм.
Наиболее часто в Крыму применяются следующие типы люков
Чугунные люки
Полимерно-песчаные люки
Чугунные люки тяжелого типа устанавливают на проезжей части автодорог.
Полимерно-песчаные люки |
Полимерно-песчаные люки устанавливаются не на проезжей части (тротурах) , газонах. В некоторых случаях полимерно-песчаные люки можно устанавливать на проезжей части автодорог, если расчетная нагрузка не превышает 5 тн.
Полезные ссылки:
Метки:
Комментариев нет:
Отправить комментарий